Главная Архив 2010 год Леонид Винников ОТСЮДА НАЧИНАЕТСЯ РОССИЯ

ОТСЮДА НАЧИНАЕТСЯ РОССИЯ

Около тысячи работников СМИ со всех концов Российской Федерации приняли участие в работе Международного форума журналистов «Дальний Восток. Открытия XXI века». Выезжала на форум и делегация Липецкой области.

Но почему Дальний Восток, почему Хабаровск и Владивосток? Во-первых, 2 сентября мир отметил 65-летие окончания Второй мировой войны, а она, как известно, завершилась на Дальнем Востоке. Во-вторых, нынешний год - год 150-летия Антона Павловича Чехова, свершившего публицистические открытия Сибири и Сахалина. И наконец в-третьих, - и это, наверное, главное, - Союз журналистов России, организатор форума решил привлечь внимание СМИ к сегодняшним проблемам Дальнего Востока.

 

Тридцать лет назад я уже был в этих местах. Как сейчас, помню тот путь, тягостный тысячами километров, мельканием за окнами вагона похожих друг на друга станционных построек и березовых рощиц. Сейчас я передвигался не в четырехместном купе, а в салоне огромного авиалайнера, и снаружи, за его стальными стенами, была густая вата облаков, зато на экране навигатора отображалось то, над чем стремительной птицей пролетал «боинг». Те же перелески и рощи, те же речки и болота, те же города… Вольно или невольно, но я сравнивал поезд и самолет, семь дней и семь часов пути, разные скорости и разные ощущения. Эти сравнения возникали на секунду в голове и тотчас исчезали. Потому что и тогда, по сторонам, и сейчас, внизу, было чудо, были неохватные просторы, была моя Родина, моя Отчизна, была величественная Россия. А в конце пути – города из легенд, - Хабаровск и Владивосток. Далекие нашенские города, где также как и у нас, говорят на русском языке, также одеваются, также любят и страдают, рождаются и уходят из жизни…

Мы, четверо липецких журналистов, прибыли сюда работать, но, откровенно говоря, больше жаждали увидеть и услышать. И увидели! За окнами гостиницы, вот он, в сотне шагов легендарный Амур и бесконечный мост, висящий над его водами. Конечно же, мы помчались на широкую набережную могучей реки и застыли в изумлении. Казалось, не речка перед нами, а море. Но море с видимыми берегами, островками, излучинами и плавными изгибами, за которыми снова ширь водного пространства и на нем – баржи, катера, пароходы. А здесь, на набережной, - тяжелый гранит и изящные беседки, старинные здания, отреставрированные так, как будто они только что построены. И дивные храмы, и уходящие вдаль улицы, и бронза величавых памятников - и все это город Хабаровск. Тот самый, который тридцать лет назад предстал передо мной - молодым и любознательным -большой деревней. С проваленным на улицах асфальтом. Облупившимися стенами невзрачных домов, непролазной грязью по берегам Амура.

- Я всю жизнь на Дальнем Востоке. В шестилетнем возрасте попал в Хабаровск и до сих пор живу здесь, – рассказывал нам бывший глава края, а ныне полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. – Когда меня назначили главой администрации, 24 октября 1991 года, радости это у меня не вызвало. Ситуация в крае была сложнейшей. После беседы с президентом  Ельциным в Москве я прилетел в Хабаровск и сразу попал на мощную забастовку – не было тепла в Южном микрорайоне. Люди перекрыли все дороги, и три дня я жил этой проблемой вместе с ними, пока в дома не пошло тепло. Так началась работа в должности, к которой я не готовился. Надо было заниматься текущими делами, энергетикой в том числе, с которой тоже были проблемы. Мы занимались ТЭЦ, водозаборами, прокладкой трасс, похоронив прежние трубы, и проложив новые по верху. В год прокладывали до 50 километров трасс. Одновременно стали реконструировать железнодорожный мост, строить аэропортный комплекс и потихонечку заниматься другими объектами. Был жесточайший кризис. Не было хлеба, сигарет, водки, люди не получали зарплаты, ввели карточки на товары первой необходимости, но я понимал, что в день тридцать процентов рабочего времени надо отдавать перспективам. Если я этого не сделаю, то увязну в текучке и отстану.

Мы слушали Виктора Ивановича, и хорошо знакомое ощущалось в его словах. Что именно? А то, что и у липецкого губернатора Олега Королева было когда-то точь-в-точь такое же положение, как и у Ишаева. Я, впрочем, заметил: трудности быстрее и успешнее преодолевают те губернаторы, чья родина – регионы, которые они возглавляют. Родная земля - она требует неустанных действий, смекалки, особой энергии. Опять же люди здесь свои, знакомые с детства, близкие по духу и землячеству. Не перед кем-нибудь, не перед чужими, а перед ними, родными, в ответе…

- На одном из заседаний Госсовета, - рассказывал Ишаев, - я высказал мнение о том, что на Дальнем Востоке нужна некая стратегия до 2010 года, чтобы людям было понятно, что мы намерены строить в перспективе, какую экономику, как будем развиваться. Президент дал мне поручение создать рабочую группу для написания такой программы. Мы создали мощную комиссию из академиков и написали за полтора месяца стратегию развития Дальнего Востока и Забайкалья. Ее встретили в штыки, но в этой стратегии четко записано, что такое средний класс, мы прописали механизм государственно-частного партнерства, задали в ней темпы удвоения ВВП, отправляя на модернизацию экономики до 25 процентов инвестиций. Теперь, спустя десятилетия, мы видим, что путь, обозначенный в программе, мы прошли. Много из того, что планировалось, уже реализовано…

И вырос новый город, новый Хабаровск. Все его просторные дороги, все широкие площади, развязки, набережные, храмы построены за счет средств края и инвесторов.

А что мы, здесь, в центре России знаем о Владивостоке? Ну, пожалуй, то, что был там чудаковатый мэр и есть остров Русский, на котором по воле президента и премьер-министра строят нечто грандиозное. К саммиту стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Стройка во Владивостоке действительно идет, и не одна. Весь город – это единая строительная площадка, где возводится жилье и очистные сооружения, транспортные развязки и мосты, мусороперерабатывающее предприятие и набережные, системы водоснабжения и международный аэропорт. И все это не специально к саммиту, а для людей, живущих здесь, во имя их блага и ради процветания этого благословенного края.

- Когда мы писали свою программу, - говорил Виктор Ишаев, - мы понимали, что в новых условиях надо интегрироваться в Азиатско-Тихоокеанский регион. Еще одной важной задачей было  сформировать постоянное население, так как начался его отток с Дальнего Востока. Сегодня одними обещаниями повышенной зарплаты людей сюда не заманить. Только крупными проектами, которые будут привлекательными для молодежи. Только созданием новых интересных рабочих мест. Такие проекты у нас уже есть. В экономику Дальнего Востока до 2013 года будет вложено не менее 3 триллионов рублей. А если посчитать перспективы до 2025 года, то можно ожидать уже и 9 триллионов рублей.

… Во Владивостоке строят везде и разное. В районе Снеговой Пади сооружается крупный жилой массив для военнослужащих. Со всем комплексом услуг: магазинами, школами, детскими учреждениями, мастерскими, спортивными площадками. Первая очередь массива рассчитана на 10 тысяч квартир. Чуть поодаль, в другом районе, монтируется система очистных сооружений. Владивосток чуть ли не единственный город России, который не имел систем очистки. Теперь они будут, самые современные. Сооружается мусороперерабатывающее предприятие. Одновременно строятся новые дороги, развязки, эстакады. Совершенствуется система водоснабжения. Ускоренными темпами сооружается мост через бухту Золотой Рог. Этот мост длиной 778 метров, покоящийся на вантах, впервые соединит два берега бухты. Аналогов по инженерным решениям и красоте в мире ему нет. Еще один мост - низководный,  протяженностью четыре километра 660 метров проляжет через Амурский залив и соединит город с островом Русским в районе поселка Седанка. И третий мост, тоже на остров Русский, длиной 1114 метров и высотой пилонов в 325 метров проляжет через пролив Босфор Восточный. В мире таких уникальных мостов тоже нет.

Остров Русский - его длина 18 км, а ширина – 13 км, - это место, куда устремлены взоры не только россиян. Здесь в 2012 году состоится тот самый саммит стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Но вообще-то все объекты, сооружаемые здесь, предназначены для первого в России федерального университета. Он станет крупной учебной и научной базой,  которая будет готовить квалифицированных специалистов для Дальнего Востока и Сибири, а также стран Азии. Людей мыслящих и не временщиков, потому что для больших дел необходимо время.

Уже сейчас на острове сооружено 25 административных и жилых зданий, 11 гостиничных корпусов, конференц-центр, спортивный центр и другие объекты. Строится сеть дорог, а также дельфинарий, объекты для туризма и отдыха. Помимо университета, на острове будет располагаться туристическая зона и зона отдыха.

С окончанием всех работ Владивосток станет самым благоустроенным и одним из самых удобных для жизни городов.

Впрочем, как и весь Дальний Восток.

Леонид ВИННИКОВ.

31.05.2011, 1314 просмотров.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool