Главная Архив 2010 год Галина Колесниченко «В ОПТИНУ ЗА ОПЫТОМ…»

«В ОПТИНУ ЗА ОПЫТОМ…»

 

Недалеко от древнего города Козельска, известного еще с далекого 1146 года, на высоком берегу реки Жиздры, окруженный густым сосновым бором, стоит легендарный монастырь – Козельская Введенская Оптина пустынь, ставшая в XIX веке духовным центром России и школой русского старчества.

Если брать историю обители – монастырь не из древних. Однако упоминается в различных источниках уже в конце XVI века. Есть несколько версий возникновения Оптиной пустыни. По одной из них обитель основал покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария. Есть и другое предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь – а таковые ранее носили название оптиных. Официальная же история Оптиной пустыни начинается с козельских писцовых книг за 1628 – 1631 годы. В них монастырь зовется «государевым богомольем», в котором «церковь Введения Пречистыя Богородицы деревяна» и «шесть келий, а в них черной священник Феодорит с братнею». И до начала XIX века сие витиеватое повествование истории обители мало, чем отличается от истории других русских монастырей, знавших периоды забвения, разорения и возрождения. Например, к концу XVIII века Оптина пустынь пришла в совершеннейший упадок: в обители всего три монаха, из них один слепой. А нищета была такой, что даже не имелось полотенца вытереть руки за литургией…Московский митрополит Платон, объезжая епархию, в начале XIX века пленился прекрасным месторасположением Оптиной и решил восстановить ее… Но духовное возрождение обители связано со старчеством. Их было немного, оптинских старцев - четырнадцать за сто лет. О старцах и старчестве я расскажу чуть позднее. Но именно благодаря старцам Оптина пустынь стала духовным центром России и местом паломничества множества людей.

В XIX веке говорили: «В Оптину за опытом». И шли…Бабки-богомолки в лаптях и с палками в руках, крестьянские семейства с малыми детишками, надевшие по такому случаю все самое лучшее, хранимое до поры в сундуках – шли со своими болезнями и бедами. Шли и представители интеллигенции – эти чаще с вопросами о смысле жизни. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования стремились именно в Оптину. Те, кто побогаче, добирались до обители, в зависимости от времени года, в экипаже или на санях. Ведь железная дорога в Козельск появилась лишь в начале XX века…  Но трудности пути никогда не являлись препятствием для богомольцев.

Не стал исключением и век XXI – поныне не иссякает поток паломник в Оптину пустынь. Кто-то на автобусе, кто-то на машине. Есть и те, кто прибывает в Оптину на шикарных иномарках, с гордым и спесивым видом, но и, видимо, с желанием замолить грехи и испросить дальнейшего умножения богатства.

Наш паломнический автобус прибыл к вратам обители, когда еще не рассвело. Постепенно в предрассветном тумане над высокими стенами обители начали вырисовываться купола монастырских храмов, увенчанные крестами. Заскрипели открываемые сторожами створки Святых ворот, пропуская в обитель первых паломников, поеживающихся от утренней прохлады….

«Зина, ты мед взяла?» - «А, как же, освятить надо!» - случайно долетел до меня разговор двух паломниц. Действительно! Как же я забыла – и в давние времена строгие блюстители народных обычаев только с Медового Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви. По вечерам же толпа сельской ребятни обступала пасеку с чашками-плошками, а то и просто с сорванным поблизости листом лопуха. Приходили они получить свою ребячью долю, зная, что не обделят их душистым лакомством в этот медовый праздник… Не устояла и я – приобрела в монастырской чайной небольшую баночку меда и взяла ее с собой в храм, чтобы батюшка освятил сей дар природы и окропил его святой водицей. Увезу домой чудесный подарок из Оптиной пустыни.

…Зазвонил колокол на монастырской колокольне. Мимо проехала машина, сквозь стекла которой я углядела водителя в одеянии священнослужителя. Загалдели в высоких кронах деревьев просыпающиеся вороны… И, как-то неожиданно, в единый миг засияло в утреннем небе солнце, загорелось жарким золотом в церковных куполах, заиграло яркими бликами в стеклах окон монастырских строений. А повсюду распространился дивный аромат цветов, которые в Оптиной пустыни заботливо выращивают монахи: розы, флоксы, петунии. Недаром паломники, среди которых было немало известных писателей: Ф.М. Достоевский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, С.А. Нилус, Н.В. Гоголь, - отзывались об обители, как о кусочке рая на земле.

Гоголь, в частности, писал в одном из писем другу: «Благодать видимо там присутствует. Нигде я не видел таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто у них как живет: их лица сказывали сами все. Сами служки поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхождения… За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше».

Благодать в монастыре действительно ощущается повсюду: благодать, спокойствие и умиротворение. Стоишь ли на службе в главном храме обители – соборе в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм или же просто гуляешь по монастырским дорожкам или сидишь на лавочке в тени раскидистых деревьев. Есть у Оптиной пустыни такая особенность – даже попав в обитель впервые, чувствуешь себя, словно бывал здесь уже не раз. А в фигуре монаха, облаченной в черное одеяние, кажется,  вот-вот увидишь кого-либо из старцев, живших в обители в позапрошлом веке.

Начало старчества в Оптиной пустыни относится ко времени переселения в нее преподобного Льва в 1829 году. До этого времени почти все оптинские монахи, в основном, обращали внимание на внешнюю сторону монашества: псалмопение, пост, бдение, молитву с поклонами – и в этом полагали сущность монашества. Старчество же в Оптиной пустыни основывалось на тех началах, которые проповедывал и не только на словах, но и личным примером преподобный Паисий Величковский, живший в Молдавии в XVIII веке. У преподобного Паисия все было обращено на внутреннюю сторону иноческой жизни.

Старчество – это особое благодатное дарование. И призывается старец на это служение самим Богом. Старец – не только учитель и наставник, которому можно открыть душу, выплакать горе, у которого можно получить совет и благословение в трудной или безвыходной ситуации. Старец – всегда прозорливец, читающий в душах приходящих к нему людей и видящий их будущее. Феномен старчества описал в своем романе «Братья Карамазовы» Федор Михайлович Достоевский: «Старец – это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотрешением… К старцам стекались, например, и простолюдины и самые знатные люди, с тем, чтобы исповедовать им свои сомнения, свои грехи, свои страдания и испросить совета и наставления».

Начало золотого века Оптиной пустыни связывают с именем  преподобного Амвросия. Современники считали его удивительным человеком даже по меркам Оптиной пустыни. Тридцать лет жил в келье, встроенной в скитскую ограду, этот благообразный старичок - согбенный, опирающийся на палку и всегда носивший теплый черный ватный кафтанчик и теплую шапочку-камилавку. И по воспоминаниям тех, кому посчастливилось лично знать старца, было столько щедрой доброты в участливой улыбке, столько любви в его выразительных черных глазах, столько мудрости в советах и рассуждениях…

Родился Александр Гренков (таково имя старца в миру) в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в 1812 году. По окончании духовного училища и духовной семинарии, он некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем духовного училища в Липецке. Однажды, гуляя по лесу, в журчании ручья он ясно расслышал слова: «Хвалите Бога, любите Бога…» И Александр отправился в село Троекурово за советом к старцу Илариону и услышал: «Иди в Оптину пустынь – и будешь опытен».

Старец Амвросий имел огромное духовное влияние не только на братию монастыря, но и на посторонних людей всякого звания и положения. При всей своей крайней немощи и болезненности, приковывавшей его почти всегда к постели, он с утра и до поздней ночи принимал посетителей. Часто, чтобы избежать славы, он скрывал дар чудотворения под видом шутки. В последние 10 лет своей жизни старец Амвросий возложил на себя еще новую заботу о содержании и благоустройстве многолюдной женской Шамординской общины, которую он основал в 12 верстах от Оптиной пустыни. Кстати, в Шамординскую обитель нашей паломнической группе путь еще предстоит, о чем я расскажу позднее…

Перед революцией в Оптиной было около трехсот монахов. А декретом от 23 января 1918 года монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие арестованы, сосланы, погибли в лагерях. Обитель была разорена, разграблена, поругана.

Прошли годы. Приближался великий юбилей – тысячелетие Крещения Руси. И изволением Господним 17 ноября 1987 года Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви.  С 2000 года началось общецерковное почитание Собора оптинских старцев, коих, как уже упоминалось выше, было четырнадцать за сто лет. Один из них – старец Иосиф – в начале XX века написал пророчество о судьбе России: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все же, не все погибнут… И будет штиль… явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силою Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе, и пойдет своим курсом, Богом предназначенным. Так это и будет, явленное всем чудо».

Как явствует из истории, шторм Россия уже пережила, как пережила его и Оптина пустынь. Обитель начала постепенно возрождаться: со всей страны в Оптину прибыли те, кто жаждал иноческой жизни, они поднимали из руин порушенные храмы, сеяли хлеб, сажали цветы… И вот, на Пасху 1993 года были зверски убиты насельники монастыря – иеромонах Василий, инок Ферапонт и инок Трофим. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписью на ручке  «сатана 666». Известие об их мученической смерти от руки сатаниста подобно грому сотрясло повседневность жизни и людские души и сердца. Над могилами погибших монахов на территории обители была воздвигнута часовня, в которую ежедневно прибывают многочисленные паломники – поклониться невинно убиенным и попросить благодатной помощи в духовных и житейских нуждах. А еще на протяжении вот уже многих лет в монастыре Оптина пустынь ежедневно поминают за божественной Литургией убиенных братьев – иеромонаха Василия и иноков Трофима и Ферапонта…

Что касается предсказанного старцем Иосифом «явленного всем чуда» - покажет время. А нашему паломническому автобусу пора было отправляться в дальнейший путь – в Шамордино, в Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь. Но об этом я расскажу в следующий раз…

 

Галина Колесниченко.

31.05.2011, 1515 просмотров.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool