Главная Архив 2010 год Галина Колесниченко СВИДЕТЕЛИ ИСТОРИИ… ПОД ШТУКАТУРКОЙ

СВИДЕТЕЛИ ИСТОРИИ… ПОД ШТУКАТУРКОЙ

 

- Времени на изучение и реставрацию уйдет много, документы в очень плохом состоянии, но не безнадежны, - главный хранитель и заместитель директора Государственного архива Липецкой области Наталья Попова осторожно перекладывает пожелтевшие, с потеками и в некоторых местах, словно пробитые огромным дыроколом бумаги, исписанные каллиграфическим почерком. – Подлинники этих документов будут находиться в хранилище, а для исследователей с них сделают копии.

О каких бумагах идет речь? Дело в том, что в 15 июня Государственный архив Липецкой области посетил епископ Липецкий и Елецкий Никон. Целью визита было подписание официального соглашения о взаимном сотрудничестве между епархией и архивом. После того, как соглашение подписали лично Владыка Никон и директор архива Юрий Чурилов, Преосвященнейший Никон передал в фонды архива целую коробку с документами, ранее принадлежащими епархии.

Интересна судьба этих древних документов. О том, как он были найдены, корреспонденту рассказал директор Государственного архива Липецкой области Юрий Чурилов. Оказывается, при производстве ремонтных работ одного из домов села Замартынье – ранее этот дом принадлежал местному священнику – под слоем штукатурки были обнаружены старинные бумаги, прибитые к стенам огромными гвоздями. Вот откуда эти дырки, о которых я упоминала выше. Поведал Юрий Иванович и о том, как хранятся такие древние документы – для них предусмотрены специальные условия: температура, влажность, световой режим. Большую часть времени старинные бумаги хранятся в специальных коробках на стеллажах… в темноте. А свет включается по мере необходимости, когда документами нужно воспользоваться. Ведь в архивных фондах есть даже  документы XVII века, а таким раритетам яркий свет просто противопоказан. Для удобства же пользователей архивными древностями применяется метод микрофильмирования – это когда старинные бумаги фотографируют, а затем воспроизводят на бумагу.  Кстати, процесс этот, по словам Юрия Ивановича, не из дешевых.

С любезного разрешения Юрия Чурилова меня допустили в святая святых – хранилище, где я смогла ознакомиться с переданными епархией документами. Естественно, что отправилась я туда не одна, а в сопровождении специалистов: главного хранителя Натальи Поповой и археографа и краеведа Николая Селезнева.

К документам вековой и более давности лично мне прикасаться было боязно – не дай Бог рассыпятся в руках. Но работники архива ловко управлялись с этими свидетельствами истории. Среди прочих документов мы увидели метрические книги, ведомости о церквях, исповедальные росписи, брачные обыски… И о каждом из этих документов Николай Селезнев поведал немало интересных и поучительных фактов.

Оказывается, основными документами церковного учета населения являлись метрические книги, исповедальные росписи и ведомости о церкви.

Метрические книги содержат информацию о людях родившихся, сочетавшихся законным браком и умерших на территории данного прихода. «Метрические книги – это, по сути, то же самое, что сейчас в ЗАГСах осуществляется, - поясняет Николай Селезнев. – А раньше ЗАГСов не было, и все события людской жизни фиксировал  священник. И, практически, это был единственный документ, который определял: кто ты, когда появился на свет, в каком сословии – крестьянском, мещанском или дворянском…»

Исповедальные росписи фиксировали всех, кто явился на исповедь, а также и тех, кто на нее не явился. Это имело большое значение, поскольку исповедь была обязательным обрядом, а те, кто на ней не был, наказывались штрафом «Знаете, чем ценны эти исповедальные росписи для исследователей, - спросил Николай Петрович и тут же пояснил. – Это своеобразная мини-перепись конкретного села. Сначала  в книге записываются  священнослужители с семьей, затем помещики с семейством и их дворовые люди, затем их крестьяне и потом крестьяне-однодворцы. Причем все четко расписано по дворам: живет, например, хозяин старый дед и с ним пятеро сыновей – все они записаны, указан их возраст и прочее. Это своего рода, как ревизские сказки, но зачастую в них имеются неточности – ведь все записано со слов, тогда не было паспортов и указанный возраст может расходиться с реальным в несколько лет… Но для тех, кто изучает свою родословную – это просто находка. По исповедальным росписям можно легко найти своих предков».

Ведомость же о церкви содержала общую информацию о церкви, ее клире и прихожанах. По словам Николая Селезнева, ведомости о церквях – это очень ценные документы для краеведов и исследователей. Поскольку в них записано следующее: когда церковь была построена, из какого материала, когда к ней пристроен придел, чем церковь покрыта, на чьи деньги она возведена, каков штат ее служителей и их жалованье, количество земель при церкви, сколько книг в церковной библиотеке, как далеко расположены иные церкви и консистория, и еще множество полезной информации.

Вот, например, что я прочитала в ведомости о Богоявленской церкви села Замартынье Лебедянского уезда за 1850 год: «Построена вместо деревянной в 1841 году тщанием прихожан… зданием каменным с таковою же колокольней…престолов в ней три… главный престол – Богоявления Господня, первый придельный во имя Боголюбской Божией Матери, второй – во имя святителя Митрофана Воронежского Чудотворца…» А еще я узнала, что служил в Богоявленской церкви в 1850 году протоиерей Михаил Григорьевич Владимиров, сын дьячка, 46 лет от роду…

Попался среди пожелтевших бумаг и листочек с весьма странным названием «Брачный обыск». Разъяснилось все очень просто: брачный обыск – документ, который составляется до заключения брака. Его цель – установить отсутствие родства, даже дальнего, у пары намеревающейся обвенчаться. В этот документ включались следующие сведения о женихе и невесте: фамилия, имя, отчество, возраст, сословие, чин, семейное положение. Брачные обыски заносились в обыскные книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий.

Хранились все приходские книги в церквях, так как Указ Синода от 1802 года «О содержании в предписанном порядке метрических книг» запретил их хранение в домах священников. Метрические книги велись в церковных приходах до 1918 года, а в некоторых районах до 1921 года, после чего функции регистрации актов рождения-женитьбы-смерти были переданы политотделам ЗАГС местных органов самоуправления. Кстати, метрические книги велись священнослужителями в двух экземплярах, а точнее велся один, но в конце года делалась его копия для отправки в консисторию. Именно поэтому большая часть копий метрических книг сохранилась, а вот сами церковные книги, как правило, уничтожались вместе с разрушением церквей новой властью и их разграблением, или как выражались новые «хозяева» - национализацией церковной утвари, икон и прочих ценностей.

Как же уцелели документы, которые Липецкая и Елецкая епархия передала в Государственный архив Липецкой области? Археограф и краевед Николай Селезнев высказал предположение, что в годы гонений на церковь священник села Замартынье спрятал их у себя в доме – ведь это труд не одного поколения священнослужителей, это история… Но новая власть добралась и до священника, и до его дома. «Увидели толстые тома книг, часть, вероятно, выбросили, часть порвали и топили ими печь, - развил предположение Николай Петрович. – А часть, вот эти с дырками от гвоздей, приколотили к стене и сверху заштукатурили – утеплили дом. В каком году это было неизвестно, а вот в нынешнем – дом ремонтировали и обнаружили бумаги. Могли ведь просто выбросить, но нашлась добрая душа и передала документы в епархию. Теперь вот и к нам в архив попали, будем с ними работать»…

 

Напоследок я поинтересовалась у директора архива Юрия Чурилова, что конкретно дает соглашение о сотрудничестве архива и епархии. Кстати, примечателен тот факт, что Липецкая и Елецкая епархия стала первой в Русской Православной Церкви, заключившей официальное соглашение с Государственным архивом. По словам Юрия Ивановича, областной архив всегда сотрудничал с епархией. Но до этого момента сотрудничество велось лишь на основе дружеских отношений, теперь же оно будет иметь и юридическое основание. «В наших планах проведение совместных мероприятий, - поделился Юрий Чурилов. – Знаете, в епархии достаточно много своей информации, которая не используется в полной мере, а наше соглашение дает большие возможности в изучении церковного краеведения, в широком освещении вопросов православия и духовно-нравственном воспитании молодого поколения». Важнейшим это событие стало и для епархиальной комиссии по канонизации – соглашение упрощает процедуру доступа и работы со всеми необходимыми для этих целей архивными документами. По мнению же Владыки Никона, доступ к архивным документам окажет также неоценимую помощь священникам, обучающимся в высших духовных заведениях. Немаловажно и то, что архив будет постоянно пополняться современными документами епархии, которые со временем станут свидетелями истории. Во время подписания соглашения о сотрудничестве Преосвященнейший Никон заметил, что, прежде всего это нужно будет нашим потомкам и дай Бог, чтобы они ценили труд всех работников архива, а начинание епархии и других подвигло бы к подобным начинаниям.

 

Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.

31.05.2011, 1530 просмотров.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool