Главная Архив 2010 год Галина Колесниченко РУКОПОЖАТИЕ ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ

РУКОПОЖАТИЕ ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ

 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с нынешнего года установлено общецерковное празднование Собора Липецких святых. Совершаться оно будет в день празднования памяти священномученика Уара 23 сентября (10 сентября – по старому стилю). В числе духовных подвижников земли липецкой, поминаемых в этот день – и сам Священномученик Уар, епископ Липецкий.

О Священномученике Уаре (в миру его звали Петр Алексеевич Шмарин) – первом епископе Липецком мне довелось услышать от человека, который знал Владыку Уара лично. Сейчас Василию Михайловичу Алленых 88 лет, он очень плохо видит и почти не выходит из дома. Но, несмотря на возраст и самочувствие, на встречу со мной согласился охотно.

…Мы сидим с Василием Михайловичем на диване в небольшой, но очень уютной комнате и перебираем пухлую папку с бумагами. В ней различные документы, вырезки из газет, письма – все, что за свою долгую жизнь собрал о Владыке Уаре Василий Алленых.

«Владыка Уар, наш первый епископ Липецкий, сначала служил в Христо-Рождественском кафедральном соборе, а после того, как в 1931 году собор закрыли, он стал служить в Древне-Успенской церкви. Тогда я и познакомился с Владыкой Уаром», - вспоминает Василий Михайлович.

Знакомство это состоялось, когда Василию Алленых было десять лет. Мальчик в то время постоянно ходил в Древне-Успенскую церковь вместе с родителями. А чуть позже Василий стал пономарем Владыки Уара. В обязанности пономаря входили различные послушания: звонить в колокола, зажигать в храме свечи и лампады, петь на клиросе, прислуживать при богослужении…

«Владыка был очень добр к людям, а особенно к детям. Был прост в общении и внимателен ко всем прихожанам. Никогда и ни в чем не отказывал людям, - продолжил воспоминания Василий Алленых. – И люди платили Владыке ответной любовью. Если он служил, например, на Соколе, то прихожане шли за ним туда. А если архиерейская служба была в Студенках, то все уходили вслед за Владыкой в Студеновскую церковь. Владыка в своих проповедях всегда призывал паству к творению добрых дел, бескорыстию и любви. А еще он каждую службу всех благословлял, а каждую субботу освящал хлеб».

По воспоминаниям Василия Михайловича, в те времена хора в Древне-Успенской церкви не было. И на службах Владыка Уар часто пел сам. Нередко придумывал и новые мотивы церковных песнопений, а псаломщики перекладывали их на ноты, чтобы впоследствии воспроизвести на богослужениях. После службы Владыка Уар всегда возвращался домой по одной дороге со своим пономарем Василием и подолгу беседовал с ним.

Вот что впоследствии написал Василий Алленых в биографии Владыки Уара: «Сколько веры, стойкости, силы духа было в этом человеке! Он неоднократно выступал против использования церквей в качестве складов, против изъятия церковных ценностей, снятия колоколов. На его проповедях были толпы народа, к нему шли за духовной помощью. Он пользовался необычайным авторитетом среди верующих. Епископ Уар стал непоколебимым оплотом Православия в Липецком крае».

Силу духа Владыки Уара и глубину его веры не сломили ни утрата жены, скончавшейся от тифа, ни потеря трех сыновей, умерших от туберкулеза, ни дальнейшие трагические события жизни, которые ожидали Владыку впереди. Верность Православию архипастыря все крепла, его известность среди верующих все возрастала. А тучи над его головой все сгущались…

Сохранились документы, в которых осведомитель Липецкого горотдела НКВД сообщал в 1934 году следующее: «Деятельность епископа Уара все усиливается и усиливается. Популярность его возрастает. Он делается любимцем граждан г. Липецка и окружающих деревень верст за 60. Он имеет большое влияние на верующих. Он является большой объединяющей силой. Под его руководством священники вербуют себе единомышленников… Наступила необходимость борьбы с влиянием епископа Уара».

И борьба та не заставила себя особо долго ждать. 8 июня 1935 года Владыка Уар, епископ Липецкой епархии был арестован.

А незадолго до ареста Владыки Уара произошло следующее. Власти направили бригаду для снятия колоколов с Христо-Рождественской церкви в селе Студенки (ныне это улица Арктическая). Женщины-прихожанки помешали этому святотатству. В постановлении же об аресте Владыки Уара прямо сказано, что епископ был активным участником контрреволюционной (ни больше, ни меньше!) группы, организовавшей массовое антисоветское выступление женщин, оказавших яростное сопротивление органам власти при снятии церковных колоколов. Наиболее активные участники этих событий и Владыка Уар были помещены в городскую тюрьму – её богоборцы устроили в здании разоренного  Никольского храма.  В течение нескольких месяцев продолжались допросы и очные ставки. На суде, который состоялся 11 сентября 1935 года, Владыка Уар отказался признать себя виновным. Но приговор был суров – восемь лет тюремного заключения.

После суда епископу разрешили кратковременное свидание с родственниками. А уже на следующий день Владыку Уара отправили по этапу. Вот тогда и удалось Василию Алленых в последний раз увидеть Владыку. Он вместе с одной прихожанкой отправился к городской тюрьме, чтобы попрощаться с дорогим его сердцу человеком.

«Когда Владыку вывели из здания тюрьмы, я увидел, как он похудел и осунулся за время заключения. Он даже стал выглядеть значительно старше своих лет, но был спокоен, - вспоминает Василий Михайлович. – Разговаривать с нами ему не позволили, но на миг Владыка Уар остановился и благословил нас. Больше я Владыку не видел. Но на всю жизнь запомнил его грустные и мудрые глаза и благословляющую руку…».

Я молча слушаю Василия Михайловича, продолжая перебирать пожелтевшие от времени бумаги. На одном из листков читаю: «Уважаемый Василий Михайлович, здравствуйте! По вашей просьбе сообщаю все, что сохранилось в моей памяти о моем отце Шмарине Петре Алексеевиче (Епископе Уаре)…» и подпись: «Будьте здоровы и благополучны. Клавдия Петровна Шмарина».

Оказывается, Василий Михайлович знаком с дочерью Владыки Уара и многие годы переписывался с ней! А еще удивительнее то, что Клавдия Петровна, родившаяся в ноябре 1909 года (об этом она сообщает в письме Василию Алленых) жива и в нынешнем 2010 году! Живет столетняя дочь священномученика Уара в Воронеже, и Василий Михайлович иногда с ней созванивается. (Оговорюсь, что моя встреча с Василием Михайловичем Алленых состоялась в мае, незадолго до Дня Победы. Но, надеюсь, что и поныне Клавдия Петровна Шмарина жива).

В письме Клавдии Петровны к Василию Михайловичу есть такие строки об ее отце – Владыке Уаре: «Папу все очень уважали за ум, он был всесторонне развит, за благородство и точность… Его часто арестовывали, предлагали отречься от сана священника, но папа всегда отказывался и после освобождения от ареста продолжал быть священником… В 1935 году летом я приезжала в Липецк попрощаться с папой, так как после ареста и суда его отправили в Караганду…». Далее в письме сказано, что в карагандинском лагере, где Владыка Уар отбывал наказание, он был убит уголовниками. А о своей последней встрече с отцом – той самой, когда после суда в Липецке епископу разрешили свидание с родственниками, – Клавдия Петровна помнит очень хорошо. Выглядел он тогда спокойным и сказал своим детям на прощание, видимо предчувствуя, что никогда больше не увидится с ними: «Не плачьте и не переживайте. Живите, как жили. Живите честно. За меня не мстите. Главное – прожить жизнь достойно». И уже из лагеря епископ Уар писал родным: «Живу, слава Богу, жаловаться не на что и физический труд на пользу. Приходится дороги мостить. Что касается пищи, то это щи да каша, самая наша крестьянская пища». Хотя земляк, отбывающий наказание вместе с епископом, сообщал в своих письмах, что Владыка болен и ему приходится очень тяжело. Но он и сам никогда не унывает, крепится, и всех вокруг поддерживает.

А Василий Михайлович Алленых рассказал мне, что, по свидетельству очевидцев, уголовники убили Владыку Уара 23 сентября 1938 года. Погребен был епископ на кладбище Самарского отделения Карагандинского лагеря.

Долгие годы дело по обвинению епископа Липецкого, Владыки Уара лежало без движения. Но его дочь Клавдия Петровна добилась справедливости – делу наконец-то был дан ход, и 20 ноября 1991 года Президиум Верховного суда РСФСР отменил приговор облсуда за отсутствием в деле состава преступления. И Петр Алексеевич Шмарин – Владыка Уар был реабилитирован. А дочь никогда и не сомневалась в невиновности отца, об этом она писала в одном из писем: «Я никогда не верила, что мой отец враг народа. Он всегда был очень честным и принципиальным человеком». В 2000 году первый епископ Липецкий был причислен к лику святых.

Чувствую, что беседа наша затянулась и пора прощаться – ведь моему собеседнику без малого 90 лет и ему нужен отдых. А Василий Михайлович, собирая документы в папку, вдруг протянул мне один из листочков: «Возьмите, вам может пригодиться в работе». Оказалось, что это копия одного из писем, написанных Василию Алленых дочерью епископа Уара Клавдией Шмариной.

Уже дома, вновь и вновь перечитывая подаренный мне документ, я задумалась вот о чем. Священномученик Уар родился в 1880 году – ведь это XIX век! А Василий Алленых, служивший у Владыки Уара алтарником, беседовавший с ним, получавший у него благословение и державший Владыку за руку – вот здесь, в XXI веке. И я, прощаясь с Василием Михайловичем в благодарность за беседу и подаренное письмо, пожала ему руку. Вот она, та самая неразрывная связь времен: пожимая руку алтарнику, я как бы касалась и ладони Владыки Уара. Поистине – рукопожатие через столетие!

 

Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.

31.05.2011, 1560 просмотров.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool