Главная Архив 2010 год Галина Колесниченко НЕГАСИМАЯ ЛАМПАДА ОБИТЕЛИ

НЕГАСИМАЯ ЛАМПАДА ОБИТЕЛИ

 

Из Оптиной пустыни наш паломнический автобус отправился в Шамордино, в Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь, основанную оптинским старцем иеросхимонахом Амвросием. Но где-то на середине пути мы завернули в еще одну обитель – Спаса Нерукотворного пустынь.

Монастырь Спаса Нерукотворного пустынь находится в селе Клыково на берегу реки с поистине сказочным названием Серена. В древние времена, как гласят летописи, здесь проходил путь, которым ходили хазары, татары и русские князья. А еще в древности здесь находилось и языческое городище, где проповедовал христианскую веру преподобный Кукша – инок Киево-Печерской лавры, которого язычники казнили за верность Христу и его учению.

В настоящее время клыковский монастырь – это красивейший собор, освященный в честь Спаса Нерукотворного, высокая стройная колокольня, трапезная, корпуса для братии и гостей, хозяйственные постройки, также имеются земельные угодья, пасека и ферма. Но знал монастырь и иные времена…  Собственно, сам мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь был открыт постановлением Священного Синода лишь в 2001 году и на сегодняшний день является самым молодым монастырем в России. А вот каменный храм в честь Нерукотворного образа Спасителя был возведен владельцем села Клыково еще в XIX веке…

В 20-х годах XIX века в Козельском уезде свирепствовала холера. И тогда из соседнего села в Клыково был принесен образ Спасителя, который спас местных жителей от страшной болезни. В благодарность Спасителю тогдашний владелец села Клыково гвардии поручик Александр Полторацкий на месте деревянной церкви построил новый храм. В 1829 году строительство было завершено, и по желанию Полторацкого храм был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя…

С приходом советской власти была закрыта и разорена находившаяся неподалеку Свято-Введенская Оптина пустынь. Часть ее братии поселилась в селе Клыково, и духовным центром этой общины стал храм в честь Спаса Нерукотворного. Но в 1937 году и этот храм был закрыт. И только через полвека – в 1991 году храм в честь Спаса Нерукотворного был возвращен Церкви. К тому времени здание церкви находилось в весьма плачевном состоянии. Начались восстановительные работы. И уже в 1993 году архиепископ Калужский и Боровский Климент благословил оптинскую братию создать в селе Клыково Архиерейское подворье. При подворье начала формироваться монашеская община. Заново отстраивая храм, расчищая его от накопившихся за десятилетия земли и сора, монахи обнаружили ров, откуда извлекли останки замученных и расстрелянных «врагов народа». Захоронив останки убиенных и отслужив по ним панихиду, братия продолжила восстановление храма и строительство подворья. Работа продвигалась медленно – не хватало средств на строительные материалы да и хлеб на столе у подвижников не всегда имелся…

Но с Божией помощью храм Спаса Нерукотворного был полностью восстановлен в 1999 году, а в 2001 году, как уже упоминалось выше, было принято Постановление священного Синода об открытии в селе Клыково мужского монастыря Спаса Нерукотворного пустыни. Хоть и находится обитель в стороне от шумных дорог, но паломники постоянно стремятся в этот тихий и по-домашнему уютный монастырь. Кстати, в храме находятся частицы мощей многих святых и даже Святителя Тихона Задонского. А еще паломники едут в обитель к матушке Сепфоре. Схимонахиня Сепфора провела в этой обители последние годы своей жизни. Прожила же старица 101 год, отойдя ко Господу в 1997 году. Еще при жизни матушка Сепфора творила многие чудеса: исцеляла больных, помогала страждущим, утешала скорбящих. И всякого приходящего старица встречала добром, для каждого находила нужное слово. Похоронена матушка Сепфора рядом с храмом Спаса Нерукотворного и на ее могилке всегда горит лампадка и в изобилии букеты цветов. Сохранилась в обители и келия схимонахини Сепфоры, мироточивые иконы и фотографии матушки. К матушке Сепфоре, как к живой, постоянно приходят люди за советом и с просьбой о помощи. И по вере своей многие эту помощь получают…

Покидая обитель Спаса Нерукотворного пустынь, останавливаюсь, чтобы сделать еще одну фотографию. Какая же красота кругом! Монастырь стоит на высоком речном берегу, вокруг холмы, перелески, березовые рощи и корабельные сосны. Всего в нескольких километрах отсюда – Оптина пустынь, где мы уже побывали. По соседству, не менее славная своими традициями, женская Шамординская Казанская Свято-Амвросиевская пустынь – туда и лежит наш путь.

Казанская Амвросиевская женская пустынь, известная более под названием Шамордино, не имеет за собой очень уж далекого исторического прошлого. Она существует с 1884 года, и возникла трудами, молитвами и попечением нашего земляка – старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха Амвросия.

…Пройдя сквозь ворота обители, я застыла в изумлении. Прямо передо мной возвышался главный монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Прежде такой потрясающей красоты храм мне видеть не доводилось! Величественный 15-главый собор из красного кирпича больше напоминает сказочный дворец: декоративные кокошники, полуколонны, узорчатые наличники арочных окон… От паперти Казанского собора возведен кирпичный ажурный мосток, соединяющий храм с краснокирпичной, богато декорированной трапезной. Такой переход позволял сестрам, идущим со службы на трапезу, не касаться ногами грешной земли.

Кстати, возведен Казанский собор по проекту архитектора Сергея Шервуда – сына Владимира Шервуда, построившего знаменитое здание Исторического музея на Красной площади. А деньги на строительство Казанского собора, впрочем, как и всей Шамордиинской обители, были пожертвованы богатейшим московским купцом-чаеторговцем Сергеем Перловым (бывшим владельцем всем известного «Китайского чайного домика» на улице Мясницкой). Перлов часто навещал насельниц Шамординской обители и всегда непременно привозил с собой огромную корзину разных вкусностей. Благодетеля в обители очень любили, молились за него, да и похоронен Сергей Перлов, по его собственному завещанию, у стен Казанского собора. Здесь стараниями самого купца была сооружена усыпальница для упокоившихся настоятельниц Шамординской обители. Ныне от той усыпальницы остался лишь фундамент да могилки усопших настоятельниц и самого Перлова – могилки с крестами и горящими лампадками.

На одной из этих могил мое внимание привлекла фотография схимонахини с лицом необыкновенной красоты. Читаю надпись: схимонахиня София (Болотова)... Так вот, оказывается, какой была первая настоятельница Шамординской обители, духовная дочь старца Амвросия. Происходила матушка София из древнего, благочестивого и глубоко верующего рода дворян Болотовых: из пятерых детей четверо приняли монашество. И сама София с ранней молодости готовила себя к служению Богу. В Шамординской обители она стала верной помощницей старца Амвросия – при матушке Софии были открыты богадельня и детский приют. Будучи сама воплощением любви и смирения схимонахиня София и всем сестрам обители старалась привить эти качества. Недаром же  старец Амвросий сказал о своей духовной дочери еще при ее жизни: «Матушка София свята!».

Еще старец Амвросий любил повторять: «В жизни человеческой все идет вперемежку, как пряжа. Идет ровная нить, а потом вдруг тонкая...». Так было и в судьбе самой Шамординской обители. Во времена расцвета при монастыре имелись и школа, и типография, и различные мастерские: иконописная, золотошвейная и ряд других. Имелся приют для девочек-сирот, больница для бедных с бесплатным лечением и лекарствами. И практически все необходимое для жизни делалось руками самих монахинь – от иконостасов до башмаков… Но в 1922 году эта самая ниточка, о которой говорил старец Амвросий, едва не прервалась – обитель ликвидировали, обозвав ее «рассадником контрреволюции». Сначала монастырь «переквалифицировали» в совхоз, национализировав земли и леса. Затем дошел черед и до зданий обители: в них разместили сельхозтехникум. А в красавце Казанском соборе устроили тракторную мастерскую и, чтобы технике было удобнее попадать внутрь, просто выломали одну из стен храма. Почти на 70 лет в святом месте воцарилась мерзость запустения, некогда величественный архитектурный ансамбль постепенно превратился в развалины. Но не погибла духовно обитель старца Амвросия…

В 1990 году Шамординскую обитель официально передали Русской Православной Церкви. И вновь в монастыре затеплились лампады, вновь стали возноситься молитвы. Начались и работы по восстановлению монастыря. Сестрам приходилось много трудиться, спали они порой всего по 2 часа. В первые трудные годы сестрам Шамординской обители помогала братия из Оптиной пустыни. Из Оптиной же были пожертвованы иконы, колокола для звонницы и многое необходимое для хозяйства. Братия помогала и в восстановлении храмов, и в нелегких сельскохозяйственных работах. Сегодня в Шамординской обители проживают более 130 сестер. Работает злотошвейная, иконописная, чеканная и ряд других мастерских. Услугами монастырской больницы пользуются жители окрестных деревень и паломники.

Кстати, паломники в Шамординскую обитель приезжают не только из разных уголков России, но и из зарубежных стран. Приезжают, чтобы помолиться в дивном Казанском соборе, поклониться святым могилам, побродить по монастырским тропинкам, которыми ходил сам старец Амвросий и, конечно, - окунуться в купель святого источника.

А вот чтобы попасть к святому источнику – нужно преодолеть 240 ступеней вниз… Вот и купальня. В нее заходят по 6-8 человек, то мужчины, то – женщины. Выходят паломники из купальни все радостные, сияющие от счастья, с просветленными лицами. А вода-то в купальне всегда плюс четыре градуса! В стороне от купальни находится святой источник, над которым сооружен резной деревянный купол, напоминающий купола храмов в Кижах. И это невероятно красиво и гармонично смотрится на фоне таинственного леса, окружающего купальню и святой источник. А лес здесь какой-то особенный, и тишина в нем особенная. Даже воздух – кажется, он недвижим, но в тоже время в нем что-то происходит…

Окунувшись в купель и набрав святой воды, паломники отправляются в обратный путь, а это все те же 240 ступеней, но только уже наверх. Взобравшись на холм, останавливаемся, чтобы передохнуть. Примерно на середине пути кто-то заботливо оборудовал площадку для отдыха: деревянный пол, скамейки. Присаживаюсь на одну из них, пристроив возле ног баклажку со святой водой. «Устали? - слышу рядом заботливый голос. – А знаете, как появились эти ступени к источнику?». И моя случайная знакомая, которая уже неоднократно приезжает в Шамординскую обитель, поведала интересную историю.  Когда обитель только-только начали восстанавливать, то в нее приехал мужчина с больным младшим братом, который не мог ходить. Старший, взяв на руки младшего, понес его к святому источнику и таким же образом поднялся назад в гору. Время шло, и паломник с больным братом приезжал все чаще, так как болящий под воздействием святой воды и воздуха обители активно шел на поправку. Вот в благодарность за это чудо братья и построили здесь впоследствии замечательную деревянную лестницу, помогающую паломникам добираться до источника и купели, а сестрам – приносить святую воду в обитель…

Уже ушла, отдохнув, паломница, рассказавшая мне эту удивительную историю. Я же все сижу на лавочке, не в силах оторвать взгляда от открывшейся взору красоты. С холма, словно на ладони, видны все окрестности: леса и перелески, луга, река… Да, место для строительства Шамординской обители было выбрано изумительное! Это еще в свое время заметил и известный русский писатель Владимир Солоухин: «Я вообще не видел нигде такого места, как в Шамордине. Ну, бывают пригорки, холмы, увалы и дали, бывают луга с извилистой через них рекой, но чтобы все это было представлено в таком исполнении – редко, исключительно… Я не видел».

Я, признаться, тоже…

 

Галина КОЛЕСНИЧЕНКО.

31.05.2011, 1482 просмотра.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool