Главная Архив 2010 год Андрей Марков ПЕСНИ ПРИХОДЯТ САМИ

ПЕСНИ ПРИХОДЯТ САМИ

 

Недавно в наш город приезжал известный бард - Анатолий Николаевич КИРЕЕВ. Его концерт проходил в Липецком государственном театре кукол. Анатолий Киреев родился 14 ноября 1956 в Челябинске. Жил в Кургане. Работал на Севере. Освоил множество специальностей - был строителем, плотником, такелажником. Песни пишет с 1973 года на свои же стихи. Лауреат Ильменского и Грушинского фестивалей. С 1989 года регулярно выступает с сольными концертами, был артистом филармонии, его песни много раз звучали по радио и центральному телевидению. И я его песни слушал с интересом и наслаждением.

 

- Анатолий Николаевич, задам банальный вопрос, как у вас рождаются песни?

 

- Как вам сказать, я и сам не знаю. Идет свыше какая-то диктовочка. Оттуда, из космоса. На самом деле никто не знает, как это происходит. Например, текст одной из моих широко известных песен,  песни под названием "Пирога", приснился мне во сне. Причем, дважды, и в одном и том же месте, и в одно и то же время. Когда в снег падали неубранные яблоки, я оказался у своего друга на станции Челюскинская в Подмосковье. Он отправил меня спать в неотапливаемую библиотеку, где было всего две тропинки - одна к столу, а другая к кровати с панцирной сеткой. Всю остальную площадь в этой комнате занимали книги, пожелтевшие газеты. Мой друг - это наш замечательный лингвист Андрей Крылов. Который является составителем двухтомника Высоцкого, книг об Окуджаве, о Галиче. И вот, в первый раз, часиков в шесть утра, меня как будто что-то толкнуло. Я поднялся на этой панцирной кровати, прочел стихотворение, которое мне продиктовалось свыше, и снова лег спать и благополучно его забыл. А через годик я ехал в столицу и увидел в окне отрезок луны, который висел параллельно земле и напоминал индейскую лодку - пирогу. А через три дня я вновь попал к Андрею, и когда пришло время ложится спать, решил, что лягу опять на ту кровать в библиотеке с панцирной сеткой. Меня опять рано утром что-то разбудило. Я вскочил, нашел карандаш, листок бумаги и записал эту песню. Вот так и родилась эта песня.

 

У меня дома большая коллекция старинных фильмов, мультфильмов. Я люблю музыку из этих фильмов, над которой работали замечательные и удивительные композиторы Дунаевский, Богословский, Шварц. У них очень красивые песни. И невольно хочется им подражать. И у меня родилась одна песня, так сказать "деревенской тематики", а потом эта тематика так мной завладела, что я написал еще несколько подобных песен.

 

Песня "Суета сует", например, родилась так. Рано утром я уходил на работу, а во дворе женщина выгуливала собаку. А ее дочка в это время качалась на качельках. Но слетела с них и сломала ногу. И вот я беру ее на руки, она плачет, мама тоже вся в слезах. Мы подбегаем к Курганскому машиностроительному институту, там рядом стоянка такси, я таксисту говорю, тут такая беда, надо бы девочку в травмпункт довезти. А денег нет, ни у меня, ни у мамы, отвезешь? Он говорит, какие вопросы, садитесь. А в итоге родилась песня.

 

- На ваш взгляд, почему авторской песни мы почти не слышим ни по радио, ни по телевидению?

 

- Трудно объяснить. Я, честно говоря, слушаю иногда симпатичные песенки нашей попсы, и ничего в этом зазорного не вижу. Не нравится то, что  "Фабрики звезд" на телевидении пекут исполнителей, как блины, все они какие-то одинаковые, их трудно даже по голосам отличить одного от другого. Кто-то эту нишу занял, это их бизнес, поэтому и не пускают туда больше никого. Вот и звучит одна попса. А некоторые люди, чтобы их показали по телевидению,  платят за это деньги. В свое время группа "Лесоповал" Михаила Танича, а он сделал много шикарных песен в России, платила деньги за то, чтобы поучаствовать в "Рождественских встречах".  И им там места не хватало. Но это своеобразный пиар, и это дает какую-то раскрутку.

 

- В Липецке вы впервые?

 

- Да. После Липецка я еду в Москву, там у меня будут два концерта. Но то, что я приехал сюда, это инициатива ребят, которые здесь живут, они меня уже давно присмотрели, на "Грушенском фестивале" подошли и предложили приехать сюда. Но они пока еще не очень давно занимаются этим делом, хотя здесь побывали и Дольский, и Вероника Долина, и Андрюша Козловский, и многие другие барды. А это довольно известные авторы-исполнители. Но пока у ваших ребят все на энтузиазме, потому что они действительно любят авторскую песню, им это интересно. Они для жителей Липецка делают подарок, сами за все платят. Ищут помощников, но их, к сожалению, не находится. Публика у вас отличная, люди подходили, говорили добрые слова, и я очень рад, что какие-то мои песни люди уже знают, знакомы с моим творчеством. Но хотелось бы, чтобы такие небольшие залы заполнялись полностью. Я не знаю, почему город так относится к этому, взял бы и поддержал этих ребят. Тоже было бы не плохо.

 

- На ваш взгляд, почему концерты бардов все же менее популярны, чем попса?

 

- Сейчас время такое, бизнесмен вкладывает деньги в то, что приносит быструю прибыль, а какая от нас, бардов, отдача, кроме того, что мы поем честные, добрые, романтические песни, которые помогают людям жить, немножко задуматься, пофилософствовать. В них нет пошлости, грязи, это простые песни, простой разговор со зрителем. Поэтому, если человек мудрый и у него есть деньги, он вложит их в будущее - в своих детей. Если его дети будут слушать авторскую песню, то они вырастут лучше, чище, добрее. Я знаю это по своей дочке, которую я стал возить на "Грушинский фестиваль" сызмальства, она все это слушала, впитывала. Потом у нее, как и у всех молодых людей ее возраста, начался период дискотек, она походила туда, походила, да и перестала, и сейчас слушает авторскую песню. Спрашиваю у нее, почему? А она говорит, разонравилось то, что там поют, это "тупо и глупо".

 

- Какова география фестивалей, где вы выступаете?

 

- Впервые лауреатом я стал на "Грушенском фестивале" в девяносто восьмом году. Но тогда я посетил несколько фестивалей. А "Груша", совершенно переменила мою жизнь. Начались поездки, приглашения. В основном я перемещаюсь поездами. И когда повезет с пустым купе, то можно взять в руки гитару и под стук колес попробовать что-то посочинять. А географию фестивалей, где я пою, очень сложно рассказать, она огромна. Начиная с самых северных районов, это Норильск, Дудинка и заканчивая южными - Алушта, Керчь и так далее. Это и средняя полоса России, и Украина, и Беларусь. Сейчас зовут за границу. В Германию. Буду выступать в девяти городах.

 

- Есть ли в вашем репертуаре песни, рассказывающие о конкретных людях?

 

- У нас в доме, где я жил, поселился "замечательный сосед", только играл он не на кларнете и трубе, а он купил себе баян. Может быть, родители его мечту не осуществили, и он, став взрослым, решил как-то реализовать свой творческий потенциал, и поэтому купил себе баян. Играть абсолютно не умеет, хаотически нажимает на клавиши, прильнув к мехам. А набор звуков, которые он издает, нажимая на кнопки инструмента, ему нравится. Как-то я имел неосторожность угостить дядю Васю баночкой пива в свой день рождения, и он на следующий день приперся ко мне с бутылкой конъяка и с баяном. Надо сказать, что тогда было время, когда все покупали по талонам. Но его профессия, а он трудился слесарем-сантехником, приносила ему иногда некий такой "доход". Тогда передачи "Угадай мелодию" еще не было, а я уже в нее играл. Дядя Вася играл мне на баяне, а потом спрашивал, понял ли я, какую мелодию он исполнил? Я говорю, нет, не понял. "Ну, тогда эту!" и начинал играть снова. Я не угадал ни одной мелодии в его исполнении, а минут через тридцать я проводил его домой, но "светлый и незабвенный" образ этого человека красной полосой пронзил мои лирические произведения.

 

- Как вы относитесь к популярности?

 

- В восемьдесят втором году судьба занесла меня в небольшой северный городок Белоярский на Казым реке. И вот когда у нас выдавалось свободное время, мы летали к своим друзьям в Березово. Где похоронен Меньшиков. Сидим в ресторанчике, разговариваем. Одному из музыкантов понравилось одна моя песня. Он стал ее напевать со сцены, и вдруг появляется некий гражданин, которому моя песня шибко понравилась, и он начал ее заказывать. И когда он заказал ее в третий раз, во мне взыграло ретивое, я подхожу к нему и говорю, слушай, мужик, а эту песню написал я. Он - ноль эмоций. Я повторяю, эту песню написал я! Он поворачивает и говорит, ну, написал и написал, пошел на фик, не мешай слушать! Поэтому к популярности я отношусь спокойно, но очень нравится, когда твои песни знают и поют.

 

- Ваше увлечение?

- Я люблю рыбалку. В Кургане очень много озер, и карп там ловится и карась, и судак. Когда попадаю на Волгу с удовольствием там ловлю рыбу, или как-то мы на Иртыше ловили рыбу, незабываемые впечатления. В общем, где подворачивается удобный случай, там я с удовольствием рыбачу. Здесь вот уже на Воронеже тоже половили рыбку. Летом на фестивале. Но иногда рыбалка бывает холостой, ну, не клюет рыба, и все тут. Вспомнился такой анекдот, в связи с этим. Как-то мужик поймал золотую рыбку. Она ему говорит: "Одно желание, только быстро". Он подумал, подумал и говорит, хочу чтобы у меня все было. Она ему: "Мужик, у тебя все было".

- Как ваша вторая половина относится к вашему творчеству?

 

- С ней мы прожили много лет вместе, прошли огни и воды, и она уважает и любит мое творчество. И знает, что это такая моя работа, и принимает это как должное. За это я благодарен ей. Ведь это моя любимая работа и, пожалуй, единственное, что я умею делать очень хорошо. А когда я получаю еще за это и деньги, тут уж, вопросов, по-моему, не должно быть...

Беседовал

Андрей МАРКОВ.


31.05.2011, 1304 просмотра.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool