Главная Архив 2010 год Андрей Марков И УЛЫБАЙТЕСЬ ЧАЩЕ...

И  УЛЫБАЙТЕСЬ ЧАЩЕ...

 

Кто из нас не смотрел тележурнал "Ералаш"? Пожалуй, в России каждый знает и его художественного руководителя Бориса Юрьевича ГРАЧЕВСКОГО, который уже двадцать пять лет возглавляет этот проект. В этом году ему исполнился шестьдесят один год. Но разве это возраст для человека, в душе которого все так же продолжает жить двенадцатилетний ребенок? Итак, член Российской академии кинематографических искусств, заслуженный деятель искусств России, режиссер и сценарист, художественный руководитель творческого объединения детского тележурнала "Ералаш" Борис Грачевский беседует с нашим корреспондентом.

 

 

- Как сейчас поживает киножурнал "Ералаш"?

 

- "Ералаш" жив, здоров. Мы, как сумасшедшие, снимаем, не останавливаясь, работаем. Сделали много интересного. Но новый, 2011 год, я думаю, будет более продуктивным. "Ералаш" станет активно выходить на канале СТС. По субботам и воскресеньям. Что меня очень радует. Мы очень много сделали, а "Первый канал" это очень вяло показывает.

 

- На ваш взгляд, нужны ли такие фестивали как "Липецкий выбор"?

 

- Такие встречи, которые происходят в рамках этого фестиваля, мне очень важны. Мне важно узнать мнение зрителей о том, что мы наснимали, и востребовано ли это в жизни? Ведь для нас самое главное не потерять сегодняшних детей. Мы все время за этим следим.  И мы должны быть открыты и говорить с ними на их языке. Хотя сейчас их язык далеко не самый лучший, но мы говорим с ними на нем и на многие темы.  У нас есть два лагеря, куда дети приезжают со всей страны, и там они играют в "Ералаш", сами себя снимают, и им это интересно. Один находится в Анапе, другой в Турции.

 

Сейчас в нашем кинематографе происходит страшная вещь, идет выдавливание из проката российского кино. Мы воспитываем уже с детских лет абсолютно не русских, не российских детей. И они потом будут руководить этой страной, жить в ней по законам другого, чуждого нам мира. И  фестивали, подобные "Липецкому выбору", русским языком должны рассказать людям о сегодняшнем кино. Это первое. А второе, это очень важное и нужное явление. Ведь порой очень важны сами взаимоотношения режиссеров, артистов со зрителем. Например, я буду не только показывать свое кино, но  мы будем его и обсуждать.

 

Каждый фестиваль - это еще и возможность увидеть глаза тех, для кого мы это делаем. И чем дальше отъезжаешь от Москвы, тем теплее становится. Сегодня здесь настоящее отношение и  здесь настоящая Россия. Хотя бы ради этого надо делать такие фестивали.

 

- Кроме очередного выпуска "Ералаша" вы привезли и полнометражный фильм "Крыша", он о чем?

 

- Картина выстроена так, что там есть о чем поговорить.  Это отнюдь не детское кино, и даже не семейное. Фильм рассчитан на массовую аудиторию, и обязательно понравится зрителям. В центре событий фильма история трех девочек-подростков. Их родители заняты решением своих проблем и почти не замечают того, что происходит с детьми. Это фильм о том, как взрослые бывают невнимательны к тем, кому дали жизнь. Мама одной из девочек - карьеристка и рвется к власти. Вторая готова бросить любящую семью ради внезапно вспыхнувшей страсти. Третья - с утра до ночи зарабатывает деньги и почти не видит свою дочку. Такие истории в жизни случаются сплошь и рядом, и разменной монетой в них чаще всего становятся дети. И вот однажды девочки сбегают от непонимания взрослых... на край крыши. Это социальная драма о взаимоотношениях детей и родителей, в которой развенчиваются взрослые, зацикленные на собственных проблемах, ради собственных амбиций и страстей забывающие о том, что рядом с ними растут и страдают их собственные дети. Это история о том, как важно быть внимательным к своим детям, иначе они окажутся на самом краю крыши.

 

- Ваше отношение к Интернету?

 

-  С одной стороны, он мне помогает. Например, я забыл фамилию композитора или артиста в том или ином фильме, посмотрел, вспомнил.  В то же время Интернет показал, сколько же дерьма находится в людях, сколько негативного выплескивают они в сеть, при этом ненавидя весь мир. Пишут про что угодно с ненавистью. Поэтому многое я стараюсь там не читать и пореже туда заглядывать...

 

- Почему "Первый канал" сейчас не показывает "Ералаш"? А второй вопрос такой, говорят, что сначала вам предложили сделать "сыновний" киножурнал для детей - "Фитилек". Действительно ли это так?

 

- Сейчас никто не занимается тем, чем занимался  в советские времена киножурнал "Фитиль". То, что мы делаем - это юмор, а "Фитиль" занимался сатирой.  Мы никого не хотели и не хотим заменять. Да и смотреть о проблемах мальчика Иванова, который списывает у кого-то, я думаю, не очень интересно. Да, сначала были предложения снять документальные сюжеты, то, что происходит с детьми на самом деле. Но вы представьте себе  этого ребенка, которого на весь мир ославят. Он возьмет потом и повесится. Это очень опасная линия. И так хватает всякой всячины, поэтому я считаю, что не надо трогать очень острых тем, таких как детская наркомания, детский алкоголизм, детский бандитизм. Зачем это? Сейчас достаточно других средств, которые говорят на эту тему. А надо снимать яркое и смешное, что говорило бы о проблемах детей, но по-иному.

 

По поводу "Первого канала" отвечу так, у канала, наверное, такая позиция. Я надеюсь, что в новом году эта позиция изменится. Сейчас я иногда слышу, что "раньше "Ералаш" был лучше, но раньше и мы были моложе, и дети были другие, и страна была другая. Очень трудно сохранить в себе ребенка. А во мне сидит редактор, ему двенадцать лет. Он не стареет, и он очень современный человек. Поэтому я с ним советуюсь и стараюсь делать то, что нравится молодым людям. Что сегодня важно и нужно. Я знаю, что они сегодня слушают, что смотрят. Стараюсь быть в курсе всех событий. Но жизнь меняется, меняется и наш "Ералаш" тоже.

 

- Сейчас кроме "Ералаша" масса других развлекательных программ на телевидении, вы не боитесь конкуренции?

 

- В тех рамках, в которых работаем мы, не работает никто. На телевидении такого нет. Есть несколько интересных комедийных программ, но они работают в несколько другом формате. Те же "Шесть кадров", например, это совсем другое. Детской тематики практически нет. Хотя в этом возрастном диапазоне нет никаких ограничений, пожалуйста, мы всех пускаем. Но никто не хочет этим заниматься. На канале "Дисней" есть нечто подобное, но на это невозможно смотреть. Называется передача "Приколы на переменах". Я стараюсь смотреть это, чтобы сравнить с нашим "Ералашем", но это совсем не то. И не смешно, и не по-доброму.

 

Когда-то мы были одни, и по телевизору достаточно было одного показа, и нас пол страны видело, а сейчас все изменилось. Полно всяких юмористических передач, но "Первый канал" очень постарался, чтобы за три года нас почти никто не увидел.

 

- Дети сейчас стали другие, вам стало тяжелее работать? На ваш взгляд, чем отличается ситуация на Западе с детским кино от той, что сложилась у нас?

 

- Вообще, ситуация с российским кино сейчас трагическая. Для проката в первую очередь. И это очень опасно, и мы никак не можем найти альтернативу прокату. И самое главное, что те люди, которые ходили в кино переживать, страдать, волноваться, по-доброму смеяться, они сейчас в кино не ходят. Они не могут это видеть. Недавно я посмотрел Гарри Поттера, до этого специально прочел три книжки, чтобы быть в курсе того, что же все-таки происходит. И то, что я увидел,  это уже совершенно не Гарри Поттер, а помесь "Сумерк" с чем-то еще. Но с другой стороны, результаты это приносит грандиозные. Первый уэк-энд собрал в России двенадцать миллионов долларов, а в Америке за один день собрали восемьдесят. Но если говорить серьезно о детском  кино, то мы их никогда не догоним, потому что у них все самые лучшее картины - детские. И самые богатые. А здесь никто на детские картины денег не дает. Ни телевидение, ни прокатчики.

 

А по поводу первого вопроса, отвечу так, дети сейчас другие, но проблемы все те же. Сколько я живу, столько мне говорят, как же вы делаете свое кино, вам вон сколько лет. Но пока я еще соображаю, мне важно, что мы с детьми говорим на одном языке. И надо не присаживаться на корточки, а взять ребенка и поднять его до высоты своего роста и на этом уровне с ним говорить. Когда в семьдесят четвертом году мы начинали делать "Ералаш",  мы старались захватить детскую аудиторию, но чтобы они не только смеялись над собой, но и задумывались, как изменить что-то в себе.  Сегодня они все понимают, за счет информационного потока они стали умнее, и важно не говорить с ними, а слушать их. У нас каждый год проходят глобальные концерты, где они смотрят все новое, и потом мы все это анализируем и смотрим, что изменить, что улучшить. Учатся они, учимся и мы.

 

- Сейчас в мире столько всего плохого, как вам удается сохранять чувство юмора?

 

- Я думаю, нельзя пасовать перед трудностями. Надо бороться с ними. А чувство юмора мне в этом помогает. Тому же я учил и своих детей. Сына и дочь. Чтобы пережить все реалии сегодняшней жизни, надо быть толстокожим и иногда улыбаться. Тогда все у вас будет хорошо. Если толстокожим быть не получается, то хотя бы улыбаться иногда. А когда человек улыбается, его лицо преображается, он становится  чище и лучше. Я думаю это самое лучшее лекарство от стресса. И вашим читателям советую почаще улыбаться и смеяться...

 

Беседовал

 

Андрей МАРКОВ.

 

 

31.05.2011, 1265 просмотров.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool