Главная Архив 2010 год Андрей Марков «ДРУГОЙ» ХРЕННИКОВ

«ДРУГОЙ» ХРЕННИКОВ

На протяжении многих лет с великим советским композитором, народным артистом СССР Тихоном Николаевичем Хренниковым был лично знаком директор ТТО «Монолит» Евгений Петрович ДАВЫДОВ. Бывая в Москве, он снимал на телекамеру и записывал на диктофон свои беседы с Тихоном Николаевичем. В 2007 году им была издана книга о жизни и творчестве Тихона Хренникова. Недавно Евгений Петрович побывал у нас в редакции и рассказал, каким был наш знаменитый земляк.

 

- Мы познакомились с Тихоном Николаевичем в семьдесят девятом году, но более тесное сотрудничество и общение началось у нас в девяностые годы. Он был очень занятой человек, но всегда находил время для людей, и меня это поражало.

 

Мне многие задают вопрос, как я смог подобрать ключик к Тихону Николаевичу, я отвечаю, что жизнь нас свела сама, и я даже об этом не думал. Меня удивило другое, он был очень простым человеком, добрым и обладал идеальной памятью до самой смерти. Даже несмотря на то, что  более четырех десятилетий стоял на капитанском композиторском мостике. Ведь он был первым и последним председателем Союза композиторов СССР. Общался со Сталиным, хорошо знал Жданова, дружил с Немировичем-Данченко. И Владимиром Ивановичем он очень восхищался.

 

- Как возникла идея создать книгу "Жизнь отданная музыке" о жизни Тихона Николаевича в его же воспоминаниях?

 

- Родилась идея так: мы с моим заместителем Ольгой Баклановой возвращались домой в Липецк. Владимирович Вольфович Жирновский подарил нам свою книгу. Книгу, где были собраны рассказы о нем. Я говорю, Оля, у нас много материалов о Тихоне Николаевиче, давай мы тоже издадим книгу о Хренникове. Поговорили, да и забыли. А потом через некоторое время, я решил: а почему бы и нет? Приехал в Москву, спрашиваю у Тихона Николаевича, а что если издать наши с вами беседы? Он говорит: «А получится?» Он сначала не поверил в эту затею, но потом согласился. И мы попробовали. Я очень благодарен  главе администрации Липецкой области Олегу Петровичу Королеву, который без каких-либо проволочек сразу откликнулся на эту идею. К сожалению, книга вышла уже после смерти Тихона Николаевича, но первый экземпляр он видел, держал в руках и даже написал приветствие этой книге.

 

- На одном из сайтов в Интернете прочитал, что в начале шестидесятых годов Тихон Николаевич стал преподавать в Московской консерватории. Произошло это практически вопреки его воле. Взвалить на себя новый груз преподавания при всей имевшейся творческой, общественной и административной занятости - эта идея не могла даже прийти ему в голову?

 

- На мой взгляд, это не верное мнение. Он занимался со студентами с удовольствием. Его последняя ученица - Анна Михайлова. Ей двадцать шесть лет, но она уже член Союза композиторов России. Мы познакомились с ней за год до кончины Тихона Николаевича. Я брал у него интервью, записывал новогоднее поздравление к жителям области, и он говорил, что гордится тем, что его молодые  консерваторцы добиваются таких успехов.

 

Аня написала произведение для флейт. К, сожалению, я не музыкант, поэтому не знаю, как это правильно называется, в общем, произведение от самых маленьких до самых больших флейт. Пришла к Тихону Николаевичу, показала это произведение. Он ей сказал: "Где ты найдешь столько музыкальных инструментов? У нас же их просто столько нет". Что сделала она? Обратилась в Париж, там есть сводный оркестр флейт, и как уж она там с ними договорилась, неизвестно, но этот сводный французский оркестр исполнил ее произведение. И после этого она стала лауреатом международного конкурса.

 

- Он вам не рассказывал, как у него рождалась музыка? Может, это дар Божий?

 

- Вы знаете, у меня не возникало мысли задать ему такой вопрос. Скорее всего, это действительно дар Божий, дарованный ему свыше. Как сказал Лев Лещенко, Хренников - талант от Бога, он мог писать и классическую музыку, и музыку для кино, и музыку для эстрады. Это был уникальный человек.

 

- На сайте вы пишете, что после каждой съёмки вы шли на кухню и пили там чай (это было, как правило, всегда в 18 часов вечера). Это, была такая традиция?

 

- Когда мы бывали у Тихона Николаевича, мы всегда вечером пили чай. Я сначала не понимал, почему? Съемки мы заканчивали ближе к шести часам вечера. До поезда в Липецк оставалось часа три, и он всегда просил свою секретаршу сделать нам чай. Почему именно вечером, интересовал меня вопрос. А потом в одном из интервью он сказал, что эта традиция пошла еще с момента встреч с Немировичем-Данченко. Они дружили, и часто вместе с супругой Тихона Николаевича - Кларой Арнольдовной пили чай по вечерам у Владимира Ивановича дома.

 

- На ваш взгляд, почему молодежь равнодушна к классике?

 

-  Молодежь у нас очень хорошая. Как-то я встречался с Александром Борисовичем Градским, и он правильно сказал - молодежи нужно давать возможность слушать хорошую классическую музыку, хорошие песни. Ведь что дают молодежи, то они и потребляют. В Москве провели эксперимент. В одном из клубов зазвучала аранжировка то ли  "Барыни", то ли "Мотани". И вся молодежь, что была в клубе, вышла танцевать, да так отплясывали, что держись! А когда им сказали, что это русское народное, они не поверили.

 

- Недавно проводился областной фестиваль "Живой звук", и вокально-инструментальный ансамбль из Ельца исполнил песню на музыку Хренникова...

 

- Это замечательно. Тихон Николаевич очень гордился городом, где он родился и жил. Уважал дом-музей и коллектив, который там работает.  Когда приезжаешь в этот  музей, чувствуешь себя как у него дома. Там все по-домашнему, тепло. А еще он гордился тем, что в Ельце существует государственный колледж искусств, названный позднее именем Тихона Николаевича. Его директор - Александр Николаевич Меркулов. Тихон Николаевич очень тепло к нему относился и всегда радовался за каждую удачу колледжа. Меркулов замечательный педагог, дирижер и музыкант. И так сложилось в жизни, что именно Александр Николаевич, когда Тихон Николаевич умер, привозил его на елецкую землю, чтобы похоронить.

 

А вообще Тихон Николаевич был очень скромным человеком. Вы знаете, бесед ведь у нас с ним было много, и я его как-то спросил: « Тихон Николаевич, вы прожили такую большую жизнь, в ней было все, вы и Герой Социалистического труда, и лауреат Ленинских и Сталинских премий, и так далее. Как вы относитесь ко всему этому?» На что он ответил:

"Женя, это не обо мне, это о каком-то другом Хренникове". Сколько лет я его знал и иногда просил надеть пиджак с наградами, он ни разу этого не сделал. И даже на фотографиях его почти нет с наградами. Хотя есть одна очень редкая фотография, где они с Хачатуряном, там они запечатлены при своих регалиях. Ее я разместил на нашем сайте. Но, замечу, что это очень редкая фотография.

 

- Были ли у него какие-то другие увлечения, кроме музыки?

 

- Я думаю, он жил музыкой. Может быть, у него и были какие-то другие увлечения, как и у каждого человека, но мне это неизвестно. Он любил свою работу. И хотя он был открытым человеком, должна же быть у такого человека своя, интимная жизнь, в которую он никого не пускал. Хочу отметить, что на зло он никогда не отвечал злом, к всем проискам относился спокойно. Его обвиняли во многих грехах, но все, что было в его силах, он делал. В том числе и помогал композиторам и музыкантам избежать сталинских репрессий.

 

- Тихон Николаевич умер в 2007 году. Как вы думаете, мог ли он с кем-то общаться по Интернету?

 

- Тихон Николаевич был современным человеком. У своего внука Андрея он интересовался, что ему пишут на сайт, пожалуй, он не знал, как пользоваться Интернетом, да и зрение у него уже было не очень, но живо интересовался тем, что происходит в стране и в мире.

 

- Вы акцентировали внимание на его памяти, что вы имели в виду?

 

- Можете зайти на наш сайт по адресу: monolittv.narod.ru., и там вы услышите, как он рассказывает о том, что было полвека назад. Он все хорошо помнил. Тихон Николаевич практически прошел Великую Отечественную войну, но не был ее участником. Он был в составе бригад, которые ездили по фронтам и поднимали боевой дух наших солдат. Он дружил с маршалом Чуйковым, с другими военачальниками. И в своих воспоминаниях он, например, рассказывает,  как  побывал у Рейхстага, как осматривал стол Гитлера. И рассказывает  все так подробно, что  позавидуют и молодые.

 

- Ваше мнение о Всероссийском музыкальном фестиваль имени Хренникова?

 

- Хорошо, что люди его помнят, хорошо, что пропагандируется творчество Тихона Николаевича. Хорошо, что молодежь, пусть не вся, но знает его и его произведения. Это радует.

 

Два года назад я делал звуковую версию наших бесед с Тихоном Николаевичем на компакт-дисках. Я обратился к Алине Валерьевне Стаценко,  директору "ТНТ-Олимп". Так получилось, что к его девяностопятилетию я не успевал выпустить диски. Думаю, что делать? Когда я приехал к ней и предложил это, она все затраты взяла на себя. Я конечно, почувствовал себя не в своей тарелке. Эта хрупкая женщина все работы компании приостановила, весь коллектив зарядила работать на тираж. И это, я считаю, была дань уважения к Тихону Николевичу. До сих пор вспоминаю поступок этой молодой и хрупкой женщины, не побоявшейся жизненных  трудностей. И таких людей очень много, даже больше чем мы думаем. Сейчас есть задумка к столетию Тихона Николаевича создать ди-ви-ди-диски. И хочется, чтобы творчество Тихона Николаевича стало  доступно для всех. Чтобы люди больше знали о великом композиторе, гордились нашим земляком.

 

- Будем надеяться, что ваши пожелания сбудутся...

 

Беседовал

Андрей МАРКОВ.

31.05.2011, 1647 просмотров.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool